Убаюкивающее название Мордовского музыкального инструмента

Для мордовской инструментальной музыки характерны: взаимопроникаемость жанров и стилевых видов, моно- и полифункциональность, полисемантичность значительной части наигрышей; сохранение элементов древнего синкретического искусства; отчетливо прослеживаемые связи с мифологией, трудовыми процессами, архаичными обрядами и ритуалами.

Сегодня мы расскажем вам про удивительный инструмент с интересным убаюкивающим названием и звучанием — это Байдяма (Люляма) – традиционный мордовский музыкальный инструмент, украшенный разноцветными лентами и увешанные бубенчиками да колокольчиками деревянные «кривульки», которыми стучали такт плясовых песен.

«Люлямой» стали называть инструмент на основе рефренов плясовых песен, которые сопровождались ритмами, отбиваемыми этим инструментом.
Была и другая разновидность люлямы – посох или кривая палка с подвешенными со стороны ручки пятью-семью пайгонят и пайгома. Обрядовый женский музыкальный инструмент

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества. Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события. Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонькши». Со звоном колокола и бубенчиков  сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса.